- Услуги
- Функциональная диагностика
- ЭКГ детям
- ЭКГ взрослым
- Холтер-мониторинг
- СМАД
- Ультразвуковая диагностика
- УЗИ органов брюшной полости
- УЗИ печени и желчного пузыря
- УЗИ поджелудочной железы
- УЗИ селезёнки
- УЗИ органов малого таза
- УЗИ мочевого пузыря
- УЗИ почек
- УЗИ надпочечников
- УЗИ простаты
- УЗИ мошонки
- УЗИ артерий и вен верхних конечностей
- УЗИ артерий и вен нижних конечностей
- УЗИ брахиоцефальных артерий (БЦА)
- УЗИ щитовидной железы
- УЗИ сердца (ЭхоКГ)
- УЗИ сердца детям (ЭхоКГ)
- УЗИ лимфатических узлов
- УЗИ слюнных желез
- УЗИ мягких тканей
- УЗИ плода при беременности
- УЗИ молочных желез
- УЗИ головного мозга детям
- УЗИ тазобедренных суставов детям
- УЗИ суставов парных коленных
- УЗИ матки и придатков
- Стоматология детская
- Консультация стоматолога
- Лечение кариеса
- Лечение пульпита
- Лечение периодонтита
- Лечение гингивита
- Профессиональная гигиена
- Стоматология взрослая
- Консультация стоматолога
- Лечение кариеса
- Лечение пульпита
- Лечение периодонтита
- Лечение гингивита
- Реставрация зубов
- Профессиональная чистка зубов
- Врачи
- Акции
- Пациентам
- Цены
- Программы
- Подарочные сертификаты
- Условия посещения
- Личный кабинет
- Страховые обращения
- Листки нетрудоспособности
- Несовершеннолетние пациенты
- Вопрос-ответ
- Заболевания
- Симптомы
- Блог
- О центре
- Услуги
Назад
- Взрослое отделение
- Детское отделение
-
Диагностика
Назад
- Ультразвуковая диагностика
- УЗИ органов брюшной полости
- УЗИ печени и желчного пузыря
- УЗИ поджелудочной железы
- УЗИ селезёнки
- УЗИ органов малого таза
- УЗИ мочевого пузыря
- УЗИ почек
- УЗИ надпочечников
- УЗИ простаты
- УЗИ мошонки
- УЗИ артерий и вен верхних конечностей
- УЗИ артерий и вен нижних конечностей
- УЗИ брахиоцефальных артерий (БЦА)
- УЗИ щитовидной железы
- УЗИ сердца (ЭхоКГ)
- УЗИ сердца детям (ЭхоКГ)
- УЗИ лимфатических узлов
- УЗИ слюнных желез
- УЗИ мягких тканей
- УЗИ плода при беременности
- УЗИ молочных желез
- УЗИ головного мозга детям
- УЗИ тазобедренных суставов детям
- УЗИ суставов парных коленных
- УЗИ матки и придатков
- Функциональная диагностика
- ЭКГ детям
- ЭКГ взрослым
- Холтер-мониторинг
- СМАД
-
Стоматология
Назад
- Стоматология взрослая
- Консультация стоматолога
- Лечение кариеса
- Лечение пульпита
- Лечение периодонтита
- Лечение гингивита
- Реставрация зубов
- Профессиональная чистка зубов
- Стоматология детская
- Консультация стоматолога
- Лечение кариеса
- Лечение пульпита
- Лечение периодонтита
- Лечение гингивита
- Профессиональная гигиена
- Врачи
- Акции
- Пациентам
Назад
- Цены
- Программы
- Подарочные сертификаты
- Условия посещения
- Личный кабинет
- Страховые обращения
- Листки нетрудоспособности
- Несовершеннолетние пациенты
- Вопрос-ответ
- Заболевания
- Симптомы
- Блог
- О центре
Назад- Оборудование
- Новости
- Вакансии
- Отзывы
- Лицензии
- Наши партнеры
- Правовая информация
- Способы оплаты
- Реквизиты
- Контакты
Способы оплатыДля Минска и Минского р-на:
402МТС:
+375 33 35 47 402Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Направление: Психотерапия детская
761Опубликовано: 12.09.2025, обновлено 12.09.2025
Статью проверил врач: Григоркевич Наталья НиколаевнаСодержание
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — расстройство нервной системы у детей, которое проявляется разными когнитивными нарушениями. Если не лечить СДВГ, он сохраняется во взрослой жизни, ухудшая ее качество, снижая социальную активность.
СДВГ имеет четкие проявления:
- устойчивые проблемы с вниманием;
- повышенная двигательная активность;
- импульсивность.
Эти параметры часто превышают нормы по возрасту, мешают человеку нормально жить и работать в разных сферах. Большинству людей с синдромом сложно концентрироваться, планировать график, контролировать свое поведение. Поэтому ошибочно считать, что синдром развивается в результате плохого воспитания или проблем с дисциплиной. Это не так и СДВГ — медицинское состояние, требующее участия врача.
Основные симптомы и проявления
Клиническая картина заболевания имеет три основные группы симптомов, которые заметны в разных комбинациях:
- Невнимательность в виде трудностей с концентрацией на задачах, частыми ошибками, забывчивостью в повседневных делах и сложностями с организацией простых задач.
- Человек легко отвлекается на посторонние стимулы, теряет вещи, не доводит начатое до конца.
- Гиперактивность выражается в постоянной потребности в движении, неспособности сидеть спокойно, чрезмерной болтливости и ощущении внутреннего беспокойства.
- Импульсивность заметна через поспешные действия без учета последствий, прерывании других людей, трудностях с ожиданием своей очереди.
- У взрослых симптомы нередко трансформируются. Гиперактивность часто переходит во внутреннее беспокойство, а проблемы с вниманием сказываются на работе и отношениях.
Ранние сигналы и тревожные признаки
Первые признаки СДВГ заметны уже в раннем детстве, когда ребенок ходит в садик, затем в школе или при посещении подготовительных групп. Родители замечают, что малыш более активен, чем сверстники, не может усидеть на месте во время занятий, постоянно находится в движении и с трудом выполняет поручения.
Характерные «звоночки»:
- чрезмерная импульсивность в играх;
- неспособность дождаться своей очереди;
- частые конфликты с другими детьми из-за неумения контролировать свое поведение.
Ребенок демонстрирует повышенную эмоциональность, у него частые смены настроения, есть трудности с засыпанием и беспокойный сон. В период учебы возможны проблемы с концентрацией внимания, неспособность выполнять задания до конца.
Для родителей важно отличать нормальную детскую активность от патологических симптомов, которые мешают адаптации ребенка в социуме и влияют на его развитие.
Причины и факторы риска
Развитие СДВГ связано с комплексом генетических, биологических и экологических факторов. Наследственность стоит на первом месте — вероятность развития синдрома повышается, если у родителей или близких родственников есть СДВГ.

Научные исследования показывают различия в структуре и функционировании областей мозга, ответственных за внимание, планирование и контроль импульсов. Важную роль тут играют нарушения в работе нейротрансмиттерных систем, особенно дофаминовой и норадреналиновой.
Среди факторов риска выделяют:
- осложнения во время беременности и родов;
- недоношенность;
- низкий вес при рождении;
- воздействие токсических веществ на будущую маму.
Социальные факторы, а именно семейные конфликты, стресс, неблагоприятная экологическая обстановка усугубляют проявления расстройства, но не являются его основными причинами. То есть СДВГ не возникает из-за плохого воспитания, излишнего употребления сахара или просмотра телевизора.
Диагностика и процесс обследования
Врач ставит диагноз на основе комплекса данных. Диагностика проводится психиатрами, неврологами или психологами, имеющими опыт работы с расстройством. Процесс начинается с таких шагов:
- подробный сбор анамнеза, включающего информацию о развитии ребенка;
- семейная история;
- текущие симптомы и их влияние на различные сферы жизни.
Применяются стандартизированные диагностические критерии, опросники и шкалы оценки для родителей и учителей. Важный этап — наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях.
Проводится психологическое тестирование для оценки когнитивных функций, внимания, памяти и исполнительных функций. Также необходимо исключить другие возможные причины симптомов, проблемы со слухом, зрением, неврологические нарушения.
Коморбидные состояния и дифференциальная диагностика
СДВГ часто сочетается с другими психическими расстройствами, поэтому осложняется диагностика и лечение. Частыми коморбидными состояниями являются:
- тревожные расстройства;
- депрессия;
- оппозиционно-вызывающее расстройство;
- расстройства поведения;
- специфические трудности обучения.
У многих пациентов есть проблемы с координацией движений, речевые нарушения, расстройства сна. Дифференциальная диагностика включает исключение других состояний, которые могут имитировать симптомы СДВГ.
Тревожные расстройства способны вызывать трудности с концентрацией внимания, депрессия — снижение мотивации и энергии, а нарушения сна дневную сонливость и невнимательность. Необходимо различать СДВГ и нормальные возрастные особенности поведения, реакции на стресс или неподходящие условия обучения.
Некоторые состояния, среди которых гипертиреоз, анемия или побочные эффекты лекарств, также провоцируют симптомы, похожие на СДВГ. Точная диагностика требует тщательного анализа всех факторов и часто междисциплинарного подхода.
Какие могут быть осложнения если не лечить
Если вовремя не увидеть симптомы СДВГ и не начать действовать, возможны долгосрочные последствия. Они существенно влияют на качество жизни человека.
В детском возрасте нелеченый СДВГ часто становится причиной трудностей в обучении, потому что ребенок не может сосредоточиться на учебном материале и выполнять задания в полном объеме. Это приводит к снижению успеваемости, формированию негативного отношения к обучению и потере мотивации.
Социальные проблемы также неизбежные спутники СДВГ. Импульсивность и неспособность контролировать свое поведение затрудняют построение дружеских отношений со сверстниками. Дети с синдромом часто становятся изгоями в коллективе, что негативно сказывается на их самооценке и эмоциональном состоянии.
Постоянные конфликты дома и в школе формируют у ребенка чувство неполноценности и приводят к развитию депрессии или тревожных расстройств. Во взрослом возрасте последствия нелеченного СДВГ проявляются и в профессиональной сфере.
Трудности с концентрацией внимания, планированием и организацией времени мешают карьерному росту и стабильной занятости. Пациенты чаще меняют работу, испытывают проблемы с выполнением должностных обязанностей и поддержанием профессиональных отношений.
Также повышается риск развития спектра зависимостей. Взрослые чаще прибегают к алкоголю или наркотикам как способу самолечения, пытаясь справиться с симптомами расстройства. Импульсивность увеличивает вероятность рискованного и опасного поведения, включая нарушения правил дорожного движения, социальные конфликты.
Варианты лечения

Синдром дефицита внимания и гиперактивности лечат комплексно и лучше, если это будут делать смежные врачи — психолог и при необходимости психотерапевт. К основным инструментам коррекции относятся:
- медикаментозная терапия. Стимулирующие препараты помогают улучшить концентрацию внимания и снизить импульсивность, воздействуя на нейромедиаторы в головном мозге. Но лекарства не панацея, они должны сочетаться с другими методами;
- психотерапия важна для формировании навыков самоконтроля и управления поведением;
- когнитивно-поведенческая терапия учит детей и взрослых распознавать проблемные ситуации и находить эффективные способы их решения;
- семейная терапия помогает создать поддерживающую атмосферу дома и улучшить взаимопонимание между членами семьи.
Дополнительные методы включают занятия с логопедом, нейропсихологическую коррекцию и специальные программы развития социальных навыков.
План терапии и мониторинг эффективности
Успешное лечение начинается с тщательной диагностики и составления индивидуального плана терапии. Врач учитывает возраст пациента, тяжесть симптомов, сопутствующие заболевания и особенности семейной ситуации.
Начальный этап обычно длится несколько месяцев, в течение которых специалист подбирает оптимальную дозировку препаратов и оценивает их переносимость. Регулярные визиты к врачу позволяют отслеживать динамику состояния и корректировать терапию при необходимости.
Улучшить мониторинг состояния поможет дневник симптомов, в котором фиксируются изменения в поведении, настроении и успехах в учебе. Родителям и учителям желательно предоставлять обратную связь о поведении ребенка в различных ситуациях.
Периодически проводятся психологические тесты для объективной оценки когнитивных функций. Корректировка плана лечения происходит на основе полученных данных, что обеспечивает максимальную эффективность терапии.
Стратегии для родителей и учителей
Поддержка взрослых необходима для успешной адаптации детей с СДВГ. Родителям важно создать дома среду с четким распорядком дня и понятными правилами.
Постоянство в требованиях и последовательность в их выполнении помогут ребенку чувствовать себя увереннее. Положительная мотивация работает эффективнее наказаний — важно замечать и поощрять даже небольшие успехи.
Анализ и разбор сложных задач на простые этапы делает их выполнимыми и снижает уровень фрустрации. Учителям можно рекомендовать использование визуальных подсказок, предоставлять дополнительное время для выполнения заданий и создавать возможности для физической активности.
Важна поддержка тесной связи между школой и семьей, обмен информацией о прогрессе ребенка. Терпение и понимание со стороны взрослых создают благоприятную атмосферу для развития и помогают ребенку раскрыть свой потенциал.
Долгосрочный прогноз и перспективы
Прогноз при СДВГ во многом зависит от того, как быстро начато лечение и его качества. При грамотном подходе большинство детей успешно адаптируются к школьной жизни и достигают хороших результатов в учебе.
Симптомы гиперактивности часто уменьшаются с возрастом, но проблемы с вниманием могут сохраняться во взрослой жизни. Многие люди с СДВГ находят способы компенсировать свои особенности и добиваются успеха в различных сферах.
Например, творческие профессии, предпринимательство и работа в динамичной среде подходят людям с этим синдромом. СДВГ не должно стать препятствием для полноценной жизни. Современные методы коррекции позволяют людям с этим расстройством реализовать свой потенциал и построить успешную карьеру.
Когда и к кому обращаться за помощью
Родителям стоит обратиться к врачу, если проблемы с поведением у ребенка серьезно влияют на его успеваемость, отношения со сверстниками или семейную атмосферу.
Первичную консультацию обычно проводит педиатр или семейный врач, который при необходимости направляет к более узким специалистам. Детский психиатр или невролог проводят комплексную диагностику и назначают медикаментозное лечение.
Психолог помогает развить навыки самоконтроля и справиться с эмоциональными трудностями. Не откладывайте обращение за помощью, надеясь, что проблемы исчезнут сами собой. Раннее начало коррекции улучшит прогноз и предотвратит развитие вторичных проблем, осложнений.
Необходимо выбирать специалистов, имеющих опыт работы с СДВГ и использующих современные методы диагностики. Школьный психолог станет первым помощником в выявлении проблем и поддержке в образовательной среде.
Родителям следует учитывать, что обращение за помощью — это проявление заботы о ребенке, а не признак родительской несостоятельности или проявления слабости.
Оцените , пожалуйста, статьюВнимание! Вся информация в статье носит рекомендательный характер. Мы не одобряем самолечения и настоятельно советуем перед приемом любых лекарств обратиться за консультацией к врачу.
Эту статью проверил эксперт:Григоркевич Наталья НиколаевнаВрач-невролог детский- Стаж с 2007 г.
- 1 категория
- Приём детей от 0 до 18 лет
Другие заболевания
Все заболевания
Патологическое состояние, при котором глаз, особенно роговица или прозрачная передняя часть глазного яблока, не является полностью круглым.
Подробнее
В этой статье мы расскажем о факторах риска, признаках и современных методах лечения сахарного диабета.
Подробнее
Записаться на услугиПеред заказом услуги ознакомьтесь, пожалуйста, со следующими документами:Информация, предоставляемая пациенту до получения согласия на обработку персональных данных Согласие пациента, обращающегося на сайте, на обработку персональных данных







